ИСТОРИЯ ВАСТУ
Наука Васту зародилась в период, предшествовавший эпохе создания «Рамаяны» и «Махабхараты». В этих эпических поэмах содержится описание городов с многоэтажными зданиями, просторными балконами и портиками. Говорят, что план общего расположения города Айодхья походил на план, найденный в древней книге по архитектуре – «Манасаре».
В «Махабхарате» рассказывается о том, какие дома были построены для царей, приглашенных к Юдхиштхире. Мудрец Вьяса говорит, что эти дома были такими же высокими, как гора Кайласа, — вероятно, имея в виду, что они выглядели величественно и имели внушительные размеры.
Дома огораживались высокими стенами и имели двери одинаковой высоты, богато украшенные металлическим орнаментом.
Васту довольно подробно рассматривается во многих пуранах, среди которых «Сканда», «Агни», «Матсья», «Гаруда», «Нарада», «Вайю», «Брахманда» и «Линга». К примеру, в «Матьсья-пуране» упоминаются восемнадцать мудрецов, знатоков Васту. Главы 53 и 56 в «Брихат-самхите» полностью посвящены теме жилищной и храмовой архитектуры, нахождения воды и сооружения водосборников. Подробно описывается технология приготовления «алмазного клея» (аналога современного цементного раствора) и использования его в строительстве жилых зданий и храмов. Во многих агамах также приводится много полезных сведений по архитектуре. Это в первую очередь «Камикагама», «Каранагама», «Супрабхедагама», «Вайкхансагама» и «Амсумадбхедагама».
В некоторых тантрах — например, в «Кирана-тантре» и «Хайяширша-тантре», — тоже содержится много информации по архитектурной тематике. К наиболее значительным индийским источникам по науке о жилище относятся «Манасара», «Самарангана-сутрадхара» и «Майямата». «Манасара» — это обширный трактат по архитектуре и иконографии. По мнению специалистов, эта книга была источником всех архитектурных идей, представленных в пуранах и агамах, а также в таких специализированных текстах, как «Брихат-самхита» и «Майямата». Этот трактат и есть «Васту-шастра» в узком смысле — «Трактат о жилище». Это произведение считается общепризнанным авторитетным источником на всей территории Индии. Трактат назван по имени автора трактата, о котором мало что известно; кроме того, манасара — это название цеха мастеров, занимавшихся измерениями (санскр. мана-сара). Профессор П. К. Ачарья, переведший «Манасару» на английский язык, считает, что она написана за несколько столетий до нашей эры.
У строителей в традиционной Индии выделялось несколько основных специальностей: главный архитектор (стхапати), проектировщик (сутраграхи), художник (вардхантхи), каменщик (вардхаки) и плотник (сутрадхара). У архитектора должно была быть неординарное мышление и стремление к приобретению знаний; он должен был быть хорошим писателем, искусным чертежником, подкованным в геометрии и оптике, знать натурфилософию и этику, быть сведущим в областях права и физики, и, самое главное, он должен прекрасно разбираться в астрономии, астрологии и математике.
В «Майямате», приписываемой божественному архитектору Майе, глубоко и всесторонне излагаются вопросы архитектуры, связанные с выбором участка для строительства жилья, исследованием почвы, системой мер и ориентированием на местности, планом сооружения деревень, городов и храмов. Помимо выбора мест для размещения транспортных средств, кроватей и стульев, обсуждается вопрос расположения дверей, ворот и флигелей. В «Майямате» есть рекомендации по выбору места для колодца. В этом тексте рекомендуется располагать колодцы на севере, северо-востоке либо востоке участка. «Майямата» — самый известный среди древних трактатов по архитектуре и иконографии. Майя, автор трактата, считался экспертом в области не только васту, но и джьотиши. Знаменитый астрономический трактат «Сурья-сиддханта» тоже написан Майей.
В трактате «Вишвакарма-васту-шастра», ссылки на который существуют с шестого века нашей эры, систематизируются сведения об ориентировании городов, о людях и материалах, имеющих отношение к васту; рекомендации по исследованию грунта, городскому и сельскому планированию, храмовому строительству и сооружению дворцов.
Любви, Радости и Света! :)
Наука Васту зародилась в период, предшествовавший эпохе создания «Рамаяны» и «Махабхараты». В этих эпических поэмах содержится описание городов с многоэтажными зданиями, просторными балконами и портиками. Говорят, что план общего расположения города Айодхья походил на план, найденный в древней книге по архитектуре – «Манасаре».
В «Махабхарате» рассказывается о том, какие дома были построены для царей, приглашенных к Юдхиштхире. Мудрец Вьяса говорит, что эти дома были такими же высокими, как гора Кайласа, — вероятно, имея в виду, что они выглядели величественно и имели внушительные размеры.
Дома огораживались высокими стенами и имели двери одинаковой высоты, богато украшенные металлическим орнаментом.
Васту довольно подробно рассматривается во многих пуранах, среди которых «Сканда», «Агни», «Матсья», «Гаруда», «Нарада», «Вайю», «Брахманда» и «Линга». К примеру, в «Матьсья-пуране» упоминаются восемнадцать мудрецов, знатоков Васту. Главы 53 и 56 в «Брихат-самхите» полностью посвящены теме жилищной и храмовой архитектуры, нахождения воды и сооружения водосборников. Подробно описывается технология приготовления «алмазного клея» (аналога современного цементного раствора) и использования его в строительстве жилых зданий и храмов. Во многих агамах также приводится много полезных сведений по архитектуре. Это в первую очередь «Камикагама», «Каранагама», «Супрабхедагама», «Вайкхансагама» и «Амсумадбхедагама».
В некоторых тантрах — например, в «Кирана-тантре» и «Хайяширша-тантре», — тоже содержится много информации по архитектурной тематике. К наиболее значительным индийским источникам по науке о жилище относятся «Манасара», «Самарангана-сутрадхара» и «Майямата». «Манасара» — это обширный трактат по архитектуре и иконографии. По мнению специалистов, эта книга была источником всех архитектурных идей, представленных в пуранах и агамах, а также в таких специализированных текстах, как «Брихат-самхита» и «Майямата». Этот трактат и есть «Васту-шастра» в узком смысле — «Трактат о жилище». Это произведение считается общепризнанным авторитетным источником на всей территории Индии. Трактат назван по имени автора трактата, о котором мало что известно; кроме того, манасара — это название цеха мастеров, занимавшихся измерениями (санскр. мана-сара). Профессор П. К. Ачарья, переведший «Манасару» на английский язык, считает, что она написана за несколько столетий до нашей эры.
У строителей в традиционной Индии выделялось несколько основных специальностей: главный архитектор (стхапати), проектировщик (сутраграхи), художник (вардхантхи), каменщик (вардхаки) и плотник (сутрадхара). У архитектора должно была быть неординарное мышление и стремление к приобретению знаний; он должен был быть хорошим писателем, искусным чертежником, подкованным в геометрии и оптике, знать натурфилософию и этику, быть сведущим в областях права и физики, и, самое главное, он должен прекрасно разбираться в астрономии, астрологии и математике.
В «Майямате», приписываемой божественному архитектору Майе, глубоко и всесторонне излагаются вопросы архитектуры, связанные с выбором участка для строительства жилья, исследованием почвы, системой мер и ориентированием на местности, планом сооружения деревень, городов и храмов. Помимо выбора мест для размещения транспортных средств, кроватей и стульев, обсуждается вопрос расположения дверей, ворот и флигелей. В «Майямате» есть рекомендации по выбору места для колодца. В этом тексте рекомендуется располагать колодцы на севере, северо-востоке либо востоке участка. «Майямата» — самый известный среди древних трактатов по архитектуре и иконографии. Майя, автор трактата, считался экспертом в области не только васту, но и джьотиши. Знаменитый астрономический трактат «Сурья-сиддханта» тоже написан Майей.
В трактате «Вишвакарма-васту-шастра», ссылки на который существуют с шестого века нашей эры, систематизируются сведения об ориентировании городов, о людях и материалах, имеющих отношение к васту; рекомендации по исследованию грунта, городскому и сельскому планированию, храмовому строительству и сооружению дворцов.
Любви, Радости и Света! :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий