ЭПОХА СВЕТА! ЭПОХА ПРОБУЖДЕНИЯ КАЖДОЙ ДУШИ!

ЭПОХА СВЕТА!
ЭПОХА ПРОБУЖДЕНИЯ КАЖДОЙ ДУШИ!

asato - санскр

asato - санскр

Asato ma sad

Asato ma sad

асато - перевод

асато - перевод

пусть будут счастливы

пусть будут счастливы

Мощная сила смеха. (часть 2)

Мощная сила смеха. (часть 2)

 

 Физические и психологические блага, приносимые смехом

Стресс является причиной неблагоприятных физиологических изменений; смех же приводит к противоположному результату. Смех - это идеальное противоядие против стресса. Доказано, что смех расслабляет мышцы тела и насыщает кровь кислородом. Он улучшает сердечно-сосудистую систему; тренирует сердце; благоприятствует циркуляции кислорода и обмену веществ; увеличивает иммунитет. Кроме того, смех снижает восприимчивость к боли, действуя как естественное болеутоляющее.
Благодаря смеху пациенты в больницах забывают о своих страданиях, болезнях и тревогах. Смех приносит надежду и чувство благополучия. Благодаря ему мы можем в большей мере соприкоснуться с природой нашей души. Если же вместо благодарности мы постоянно беспокоимся по поводу своих проблем, тело вырабатывает адреналин, который сужает артерии, повышает давление крови и ослабляет нервную систему, что приводит к всевозможным болезням и даже к смерти.
 
Просто нужно напоминать себе о том, что тело - это машина, которая работает по определенным законам. Одни действия и мысли увеличивают ее мощность, а другие - уменьшают. Хотя мы всегда подчеркиваем, что тело - это машина, которая находится в нашем распоряжении временно, нам все равно нужно заботиться о нем, поскольку мы постоянно им пользуемся. Не следует пренебрегать им, но и впадать в другую крайность, сосредотачивая на нем все свое внимание. Нужно просто мудро распоряжаться им, пока у нас есть такая возможность. Некоторые люди отождествляют себя со всевозможными проблемами, которые возникают в их жизни и в жизни общества, но это - не самый лучший образ действий.
По оценкам Организации Объединенных Наций, к концу двадцатого столетия около 180 миллионов человек старше пятнадцати лет употребляли наркотики. Большинство из них делали это под воздействием стресса и беспокойств. Около 5,5 миллионов человек имеют патологическую страсть к азартным играм и еще 15 миллионов могут стать ее жертвами. Данная статистика позволяет нам понять степень неудовлетворенности людей своей жизнью, и чтобы избавиться от этой неудовлетворенности, человек жаждет острых ощущений. Люди хотят получить все быстро и дешево и оказываются в ловушке, поскольку не могут отстраниться и посмеяться на своими проблемами. Они отождествляют себя с временными вещами, не принимая во внимание Истины или любви Господа. У них отсутствует чувство юмора, благодаря которому они смогли бы понять: «Все равно я - не тело. Я позволил иллюзии вовлечь меня в сферу ложных представлений и не замечал присутствия Господа в своей жизни».

Смеяться над иллюзией

Сегодня многие люди перестали смеяться потому, что у них целая куча проблем. Конечно, независимо от того, бедные мы или богатые, больные или здоровые, у всех нас есть множество проблем, и их становится еще больше, поскольку мы неспособны отстраниться от них. Если мы не научимся смеяться, то вместо избавления от проблем только усугубим их. Вот почему чрезмерная скорбь так вредна. Конечно, иногда мы должны скорбеть, чтобы не впасть в состояние неприятия реальности; мы должны посмотреть проблеме в лицо и затем избавиться о нее. Этого можно добиться, признав, что не все зависит только от нас и что Бог постоянно присутствует в нашей жизни. Мы должны стараться сохранять это понимание, что бы ни происходило; мы должны всегда помнить о том, что наш высший Отец любит нас больше, чем кто-либо другой, и эта любовь непреходяща. Мы находимся в полной безопасности, ибо, что бы ни происходило с нашим телом или нашей материальной собственностью, любовь Бога и Его забота о наших душах всегда пребудет с нами. Чем больше мы сосредоточены на своем теле, тем больше у нас проблем; но как только мы вспоминаем о том, что не являемся телом, сразу чувствуем облегчение.
В трудные времена мы можем воспользоваться этим пониманием. Если вы потеряли работу, то можно порадоваться хотя бы тому, что вы не являетесь этой работой. Мы - не дом, не машина и не какая-либо другая материальная вещь, которой мы ежедневно пользуемся. Посмейтесь над собой, если вы обнаружили, что забыли об этой основополагающей истине и начали придавать временным материальным вещам слишком большое значение. Мы можем смеяться над тем, с каким рвением стремимся навстречу иллюзии. Время от времени следует напоминать себе о том, что мы не имеем ничего общего с этими преходящими ситуациями. Мы можем благодарить Господа за то, что Его любовь выше, чем Его закон, а также за то, что Его любовь проявляется и в том, что Он посылает нам материальные трудности, которые помогают нам возвратиться в Его обитель.

Смех сглаживает кажущиеся непреодолимыми проблемы

Часто мы тратим так много времени на то, чтобы лучше выглядеть, однако, несмотря на все современные технологии, такие, как пластическая хирургия, однажды наше тело все равно состарится. Мы будем смотреть на себя в зеркало и удивляться тому, что случилось с нашим некогда молодым и привлекательным телом. Волосы поседеют, память ухудшится, появятся морщины.
На этом этапе жизни многие начинают испытывать тревогу и утрачивают чувство собственного достоинства. Но трансценденталист может смеяться и над этим, понимая, что эта машина будет все больше изнашиваться. Придет день, когда нам придется вообще расстаться с ней, но это нас не пугает, поскольку мы не отождествляем себя с этой машиной. У нас было уже много таких машин, и если мы не научимся жить внимательно, то можем сменить еще несколько. Не стоит отождествлять себя с этими телами или с умом, постоянно испытывающим то беспокойство, то гнев, то страх, то скорбь, то депрессию. Имея это в виду, мы можем рассматривать наиболее трудные времена в своей жизни как определенный опыт. Аналогично мы должны относиться и к самым замечательным периодам своей жизни - как к преходящему, мерцающему ее проявлению.
Необходимо четко понимать различие между временной неудачей и отношением к себе как к неудачнику. Когда мы совершаем ошибку или терпим неудачу, не следует относиться к этому слишком серьезно. На самом деле проблемы начинаются тогда, когда мы позволяем неудаче заполнить все наше существование. Неудача начинает угрожать нашему благополучию тогда, когда мы начинаем отождествлять себя с ней. Если такие мысли приходят к нам в голову, мы должны посмеяться над ними, ибо как существо, находящееся в вечных любовных взаимоотношениях со Всевышним Господом, может быть неудачником? Если мы признаем тот факт, что являемся вечно здоровыми, исполненными знания, блаженства и любви существами, то будем смеяться над моментами жизни, в которые забывали об этом. Может быть, мы и потерпели неудачу в какой-то сфере деятельности, но это вовсе не значит, что мы неудачники.
Томас Эдисон ошибался более тысячи раз, прежде чем изобрел электрическую лампочку, но каждую неудачу он рассматривал как еще один шаг к успеху. Каждую неудачу он рассматривал как возможность исключить еще один неудачный вариант и поставить новый эксперимент. Точно так же, стремясь увеличить веру и направить свое сознание в духовное русло, мы можем периодически смотреть на свою жизнь со стороны и испытывать благодарность за то, что Господь постоянно с нами.
Порой у нас бывают экономические проблемы, но над этими временными трудностями тоже можно посмеяться, поскольку когда-то в прошлых жизнях мы были баснословно богаты. Даже в этой жизни у нас были периоды достаточно благополучного существования. Если вам удастся мысленно отстраниться от беспокоящей вас проблемы, то окажется, что, независимо от вашего благосостояния, вы никогда не были счастливы в материальном мире. Пока мы отделены от Бога, мы не способны испытать истинного, глубокого удовлетворения. Когда, имея славу и почести, люди все равно чувствуют себя несчастными, это своего рода благословение. То самое скрытое благословение, побуждающее человека искать нечто, выходящее за границы материального благополучия.
Если бы богатство и слава полностью удовлетворяли нас, мы бы погрязли в повседневной борьбе за существование и не имели бы никакого стимула искать чего-то более возвышенного за пределами тюрьмы материального мира.

Рассматривать трудности как возможности

Таков удивительный план Господа: в любой ситуации, будь она с материальной точки зрения благоприятной или неблагоприятной, мы неизбежно чувствуем, что нам чего-то не хватает. Нужно стараться во всем видеть милость Кришны и помнить о цели жизни. Мы хотим быть частью лилы, вечных развлечений Господа, хотя сейчас мы временно выпали из этой вечной реальности. Живые существа в материальном мире разыгрывают спектакль, в котором они прячутся от Господа. Это подобно тому, как дети играют в прятки с родителями. Родители прекрасно знают, где прячутся дети, но делают вид, что не могут их найти, чтобы сделать игру интересней.
Пока мы прячемся от Всевышнего Господа, Он наблюдает за нами и ждет, когда нам надоест притворяться. Нас поглотила эта бессмысленная игра, в которой мы считаем, что никто нас не любит, и постоянно жалуемся на то, какие мы несчастные. По сути дела, мы прячемся от самих себя и можем продолжать делать это столько, сколько пожелаем. Вместе с тем, даже если мы продолжаем разыгрывать этот спектакль, у нас есть причина для радости, потому что мы знаем, что рано или поздно спектакль закончится. Всевышний Господь не оставит нас в безвыходном положении. Но до тех пор, пока мы находимся в иллюзии, нам может казаться, что Он обделил нас Своей любовью. Здесь мы можем громко рассмеяться - ха-ха-ха - понимая, насколько реальной кажется эта иллюзия и как часто мы принимаем ее за реальность.

Автобиографические заметки

Все мы оказывались в ситуациях, которые казались нам очень серьезными, но, если нам удавалось отстраниться, нас тут же охватывал смех. Если бы мы могли время от время относиться к происходящему с юмором, нам жилось бы намного легче, ибо смех - это раса, вкус, связанный с Кришной. Кроме того, это напоминало бы нам о необходимости возвращения в духовную обитель. Нам нужно помнить о том, что не стоит воспринимать себя слишком всерьез и придавать слишком большое значение материальным ситуациям. Отождествляя себя с временными реалиями, мы лишаем себя возможности установить контакт с истинной реальностью.
Моя мама, оставившая тело некоторое время назад, временами рассказывала мне о моем детстве и о том, как я считал себя одновременно и «пупом земли», и объектом всех нападок. Она была достаточно духовной женщиной, и у нее были весьма интересные методы воспитания. Когда она видела меня по телевизору, видела фотографии моих встреч с президентами и дипломатами, а также узнавала от моих учеников о моей деятельности в различных странах, она делилась со мной воспоминаниями о моем детстве.
Как-то раз она рассказала мне, что однажды, когда мне было четыре года, она обнаружила меня сидящим во дворе в глубокой задумчивости. Дети порой поражают нас своими необычными поступками, поскольку дети - это взрослые в маленьких телах. Это также означает, что у них могут быть ужасные фобии. Например, я панически боялся муравьев, пауков и крыс, чтобы не перечислять всего остального. Эти страхи преследовали меня уже в четыре года.
Увидев муравьев, я посмотрел на маму и сказал: «Я знаю, что они делают. Они обсуждают, кто укусит меня первым».
Хотя мне было всего четыре года, я считал, что все вращается вокруг меня. Я так боялся этих маленьких муравьев, что на самом деле думал, что они проводят конференцию, на которой строят планы, как меня укусить. Мама периодически напоминала мне о моей незначительности, говоря: «Ты не такой уж великий, удивительный и неуязвимый; просто ты постоянно думаешь, что кто-то хочет доставить тебе беспокойство или укусить». Представьте себе, маленькая пожилая женщина говорит это своему «знаменитому», «отреченному» и возгордившемуся сыну! Вот так. Давайте же вместе посмеемся над этим!
Другой случай произошел со мной, когда я учился в элитной подготовительной школе, в которую я поступил, окончив школу в Кливленде. Эта подготовительная школа предназначалась для детей очень богатых родителей, и мое обучение в ней было чем-то вроде эксперимента. Я был единственным афроамериканцем в школе. Учась там, я стал заниматься легкой атлетикой и борьбой. У директора школы была теория, что у афроамериканцев особенные ноги, благодаря чему они хорошо бегают. Возможно, он где-то об этом прочитал, но так или иначе, у него было такое мнение. Он, наверное, думал: «Теперь у нас есть в команде этот черный парень, и мы добьемся замечательных результатов».
Наконец, пришло время очень ответственных соревнований, и я считался главной надеждой команды. Все посматривали на меня, готовясь к забегу на две мили. Но вышло так, что я неправильно стартовал, сразу побежав с максимальной скоростью - не очень мудрая тактика для длинной дистанции. Бегун должен равномерно распределять силы, чтобы их хватило на всю дистанцию. А я сразу побежал очень быстро, стараясь произвести на всех впечатление. В течение четырех-пяти минут я шел впереди всех, но затем силы стали меня покидать, и я не мог бежать даже со своей обычной скоростью. В результате я прибежал последним - и мы проиграли. Какой конфуз!
Подобная ситуация сложилась для меня и в борцовском поединке, но, когда я оглядываюсь назад, мне смешно, насколько большое значение я придавал своей персоне. Я отождествлял себя с телом и со своим воображаемым героем, пытаясь быть суперменом. Но Господь помог мне понять, что не следует слишком отождествлять себя с какой бы то ни было материальной деятельностью. Конечно, сейчас я могу смеяться над этим, однако тогда я испытывал страшное унижение. Мне пришлось уйти с поля, осознавая, что из-за меня вся команда проиграла. Порой нам приходится попадать в подобные ситуации, которые кажутся невыносимо болезненными, но позже мы просто смеемся над ними. Тогда мы осознаем, что этот болезненный опыт является лишь незначительным эпизодом в нашей жизни. Мы не являемся этими переживаниями.
В другой период моей жизни, когда я учился в престижном Принстонском университете в Соединенных Штатах Америки, я попытался убежать от Бога. Теперь-то я вижу, как искусно Он не позволяет нам убегать слишком далеко. В то время я далеко не всегда вел себя надлежащим образом и одно время даже начал пить. Всякий раз, когда я был выпивши, я начинал проповедовать и говорить о Боге, и это вызывало смех у моих соседей по комнате. Я становился чрезвычайно философичным. Во время каждого застолья мои друзья только и ждали, когда я начну проповедовать. Они все время улыбались, зная, что рано или поздно это произойдет. И когда я начинал проповедовать, они вначале смеялись, а затем слушали. Несмотря на то, что я пытался убежать от Господа, сейчас я смеюсь над этим, понимая, что Он все равно был добр ко мне. Господь не отпускал меня, устраивая все так, чтобы я думал о духовности, а не об обычной мирской деятельности.
Каждый из нас может вспомнить в своей жизни моменты, когда мы воспринимали себя слишком серьезно. Поэтому я и решил поделиться с вами историями из своей жизни, демонстрирующими относительность нашего восприятия. Они также помогают нам понять, что Господь всегда пребывает с нами, даже в, казалось бы, ужасных обстоятельствах.

Путь преданности

В двенадцатой главе «Бхагавад-гиты» Господь предлагает нам различные варианты. Сначала Он просит нас постоянно думать о Нем, невзирая на внешние обстоятельства. Однако если нам трудно постоянно думать о Боге, мы можем практиковать садхана-бхакти, включающее в себя религиозные ритуалы и практики, позволяющие вовлечь ум и чувства в служение Господу. Это поможет нам меньше отождествлять себя с материальными представлениями и постепенно достичь ступени постоянного памятования о Всевышнем Господе. Суть не в самих правилах и ограничениях, но вместе с тем они необходимы для нашего роста, поскольку мы далеко не всегда думаем о Боге. Мы занимаемся всеми девятью видами духовной деятельности, чтобы развить способность всегда думать о Кришне. Нитъя-сиддхи, вечно освобожденные преданные, с рождения обладают такой способностью. Их связь с духовностью выходит за пределы простых размышлений; они по-настоящему погружены в духовную реальность и не пребывают в иллюзии разлуки.
Мы должны снова и снова напоминать себе о том, что истинная духовная жизнь подразумевает глубокую поглощенность. Бог является атмарамой - Он черпает удовлетворенность внутри Себя, и Ему ничего от нас не нужно. Единственное, чего Он хочет, чтобы мы снова обрели целостность, полностью погрузившись в трансцендентное. Предание себя означает, что ничто более не препятствует нашей поглощенности реальностью. Занимаясь духовной практикой, мы можем напоминать себе, что все материальные препятствия и трудности, с которыми мы сталкиваемся, являются частью процесса побега из махат-таттвы, материальной тюрьмы. Наше существование в материальных телах временами может напоминать кошмарный сон, но точно так же, как, пробуждаясь от этого сна, мы испытываем облечение, выходя из иллюзии, мы избавляемся от всех проблем. Иногда нам стоит посмеяться над тем, как сильно мы поглощены этим кошмарным сном. Давайте вместе улыбнемся - ведь мы позволили так глубоко ввести себя в заблуждение. Смешнее всего, когда человек не замечает очевидных вещей или ведет себя лишком серьезно в смешной ситуации. Мы так нелепы. Ха-ха-ха!
Утсаха, энтузиазм, крайне важен в преданном служении, поскольку энтузиазм помогает нам продолжать идти вперед. Как только мы теряем энтузиазм, мы начинаем отождествлять себя с миром двойственности. Слово «энтузиазм» происходит от греческого словосочетания, означающего «Бог внутри». Это помогает нам понять, что энтузиазм черпается во внутренней жизни, и мы не можем его имитировать. Мы можем обмануть других, но не сможем обмануть себя. Если мы постоянно расстроены временными вещами, у нас не будет энтузиазма. Мы будем действовать «на автопилоте», внутренне при этом испытывая дискомфорт и подавленность, что приведет к регрессии и неудаче. Тем не менее, будучи восприимчивыми к милости Господа и имея искреннюю веру в то, что Он всегда с нами, мы сможем обрести внутреннюю силу. Сталкиваясь со всевозможными опасностями, подстерегающими нас в этом мире на каждом шагу, мы признаем реальность этих проблем, осознавая в то же время их временную природу. И тогда мы будем смотреть на нашу жизнь несколько иначе, не принимая внешние ситуации за окончательную реальность. Понимая это, мы можем иногда смеяться над тем, как глубоко вошли в роль, которую играем в этом грандиозном спектакле.

Взгляд через призму писаний

В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что трудности на духовном пути мы можем рассматривать как обмен с Господом бхавой, любовным экстазом. В комментарии к «Шримад-Бхагаватам» (1.9.19) сказано: «Страдания, которые Господь посылает Своим преданным, представляют собой еще один вид обмена трансцендентной бхавой между Господом и преданными». Господь говорит: «Я ставлю Своего преданного в трудное положение, чтобы он еще больше очистился, обмениваясь со Мной трансцендентной бхавой». Господь провозглашает, что часто Он Сам ставит преданных в трудное положение, ибо это помогает им сделать свою духовную жизнь более глубокой и не дает им полностью уйти во внешнюю деятельность. И чем глубже их связь с внутренней реальностью, тем больше жизнь превращается в захватывающее приключение, духовную мистерию. Она становится частью живого общения с Господом, исполненного радости, присущей духовному миру. Так трудности трансформируются в обмен бхавой между Господом и Его преданными.
Как трансценденталисты, мы не молимся об избавлении от всех трудностей; мы молим о способности видеть присутствие Бога во всех ситуациях. Мы хотим уподобиться царице Кунти из «Шримад-Бхагаватам», которая просила о все новых и новых испытаниях, поскольку они помогали ей помнить о Всевышнем Господе. Духовная жизнь - это не что-то обычное, ибо в конечном счете она подразумевает, что никакие препятствия не способны заслонить от нас лучи любви, исходящие от Господа, и любовь, которую мы возвращаем Ему. Все, что мы делаем на пути самореализации, должно помочь нам понять иллюзорную природу этого мира двойственности. Хотя этот мир существует (временно), все-таки он - только часть реальности. Это часть истории, в которой ребенок, игравший в прятки, вновь встречается со своими родителями. Сначала они испытали вкус разлуки, а затем чувство экстаза от того, что снова стали одной семьей.
В играх Кришны, например, есть пастушок по имени Мадхумангала, который подобно шуту при царском дворе постоянно всех смешит. Своими словами и поступками он и нас заставляет смеяться. Однако делает он это исключительно ради удовольствия Кришны и пастушков, наслаждающихся его шутками. Кришна тоже постоянно разыгрывает Радхарани, а Радхарани - Кришну. Иногда гопи, принадлежащие к разным группам, подшучивают друг над другом. В конце концов, сознание Кришны включает в себя этот простой, но возвышенный любовный обмен. Мы тоже хотим научиться играть, подобно невинным детям, которым не нужно беспокоиться об оплате счетов, о здоровье или сексе. Детская невинность является одним из качеств души.
Цитаты из ведических произведений, особенно из «Нектара преданности», могут пролить больше света на эту тему: «В четвертой части «Бхакти-расамрита-синдху» Шрила Рупа Госвами описывает семь форм косвенного экстаза преданного служения: смех, изумление, рыцарство, сострадание, гнев, страх и отвращение. В данном разделе Шрила Рупа Госвами более подробно описывает эти проявления экстаза преданности, объясняя их взаимную совместимость и несовместимость. Когда один вид экстатического преданного служения сочетается с другим, несовместимым с ним, такое состояние называется расабхасой, извращенным проявлением расы.
Ученые, досконально знающие этот предмет, утверждают, что смех обычно возникает при общении между собой молодых людей, а также при общении стариков и детей».
Мы видим это в жизни, наблюдая за тем, как играют дети, поскольку они обладают удивительной невинностью. Они отличаются простотой, поскольку у них нет тех беспокойств, которые есть у нас. Поэтому в некоторых писаниях подчеркивается, что мы должны уподобиться детям, чтобы родиться свыше. Это указывает на важность смирения и покорности, двух качеств, присущих детям. В «Нектаре преданности» говорится, что обмен шутками между стариками и детьми обладает особой сладостью, поскольку с возрастом к нам вновь возвращается детская невинность и беззаботность. Разумеется, при этом ведические писания рекомендуют нам достичь высшего уровня отречения, подготовиться к смене тела.
Итак, мы приведем подробное описание экстатического смеха, содержащееся в «Нектаре преданности»:
Экстатический любовный смех можно иногда наблюдать также у людей очень серьезных от природы. Однажды в дверь дома Яшоды постучался старик-нищий. Увидев его, Кришна сказал Яшоде: «Мама, Я не хочу приближаться к этому тощему страшилищу. Если Я подойду к нему, он упрячет Меня в свою торбу и унесет с собой!» Сказав это, чудное дитя, Кришна, посмотрел на мать, а нищий, стоявший в дверях, тщетно пытался скрыть свою улыбку. Оставив свои попытки, он заулыбался во весь рот. В данном случае причиной смеха является Сам Кришна.
Как-то раз один из друзей Кришны сказал Ему: «Дорогой Кришна, если Ты откроешь рот, я положу в него леденец в йогурте». Не долго думая, Кришна открыл рот, но вместо леденца Его друг положил Ему в рот цветок. Попробовав цветок, Кришна скривился, и при виде этого все Его друзья, находившиеся рядом, покатились со смеху.
Однажды в дом Нанды Махараджи пришел хиромант, и Нанда Махараджа попросил его: «О мудрец, не посмотришь ли ты руку моего сына Кришны? Скажи мне, сколько лет Он проживет и станет ли хозяином тысяч коров». Услышав это, хиромант улыбнулся, и Нанда Махараджа спросил его: «Уважаемый, над чем ты смеешься и почему прячешь свое лицо?»
Хиромант посчитал вопрос Нанды Махараджи смешным в сравнении с истинным могуществом и величием Кришны. Он сознавал, что Кришна - верховный владыка всего творения, а не только тысяч коров.
«Причиной смеха в экстатической любви является либо Сам Кришна, либо нечто непосредственно связанное с Ним. Эта форма преданного служения может проявляться в ликовании, лени, утаивании чувств и других, на первый взгляд, выводящих из равновесия переживаниях.
Проанализировав расу смеха в экстатической любви, Шрила Рупа Госвами выделил в ней шесть разновидностей. В зависимости от широты и формы улыбки, эти разновидности на санскрите называются сжита, хасита, вихасита, авахасита, апахасита и атихасита. Среди этих шести разновидностей улыбок можно выделить основные и второстепенные. К числу основных относятся смита, хасита и вихасита, а авахасита, апахасита и атихасита считаются второстепенными.
Когда человек улыбается, не обнажая зубов, можно ясно видеть перемену в его глазах и изменение формы щек. Такую улыбку называют смитой. Однажды Кришна воровал простоквашу, и хозяйка дома Джарати застала Его за этим. Она бросилась к Нему, намереваясь схватить. Увидев это, Кришна сильно испугался и побежал к Своему старшему брату Баладеве, крича: «Брат Мой, Я стащил простоквашу, и теперь Джарати гонится за Мной!» Увидев, как Кришна убегает от Джарати и просит Баладеву о защите, все великие мудрецы на райских планетах улыбнулись. Эту улыбку называют смитой.
Улыбку, лишь слегка обнажающую зубы, называют хаситой. Однажды Абхиманью, так называемый муж Радхарани, возвращался к себе, не подозревая о том, что у него дома находится Кришна. При его приближении Кришна быстро переоделся, чтобы выглядеть точно, как Абхиманью, и, подойдя к Джатиле, матери Абхиманью, сказал: «Матушка, Я - твой сын, Абхиманью; посмотри-ка, сюда направляется Кришна, переодетый в Мою одежду!» Джатила, мать Абхиманью, сразу поверила Кришне, приняв Его за своего сына, и потому очень рассердилась на своего настоящего сына, возвращавшегося домой. Она стала гнать его от дверей, а он кричал: «Мама, мама! Что ты делаешь?» Наблюдая эту сцену, присутствовавшие при этом подруги Радхарани заулыбались, слегка обнажив зубы. Это пример улыбки хасита.
Улыбку, которая полностью открывает зубы, называют вихасита. Однажды Кришна решил своровать масло и простоквашу в доме Джатилы и стал подбивать на это Своих друзей, уверяя их: «Друзья Мои, по ровному дыханию этой старухи Я могу судить, что она крепко спит. Давайте потихоньку, чтобы не разбудить ее, украдем масло и простоквашу». Но старая Джатила не спала. Услышав слова Кришны, она не смогла сдержать улыбки, обнажившей ее зубы. Это пример улыбки вихасита.
Улыбку, при которой морщится нос и сужаются глаза, называют авахасита. Однажды ранним утром, когда Кришна вернулся домой после танца раса, Яшода, взглянув на Него, спросила: «Дорогой сын, почему Твои глаза кажутся подведенными сурьмой? И почему на Тебе голубые одежды Баладевы?» Услышав вопрос Яшоды, одна из подруг Кришны, стоявшая неподалеку, расплылась в улыбке, так что нос у нее сморщился, а глаза сузились. Это пример улыбки авахасита. Эта гопи знала, что Кришна наслаждался танцем раса и что Яшоде невдомек, что делал ее сын и как на Нем оказалась косметика гопи. Ее улыбка относится к разряду авахаситы.
Когда у смеющегося человека выступают слезы на глазах и трясутся плечи, его улыбку называют апахаситой. Однажды Парада увидел, как маленький Кришна танцует под аккомпанемент пения старой служанки Джарати. Это зрелище потрясло Нараду: Верховный Господь, управляющий каждым движением таких великих полубогов, как Брахма, танцует под мелодию, которую выводит старая служанка! Эта сцена так рассмешила Нараду, что он пустился в пляс, и при этом у него тряслись плечи и двигались глаза. Улыбка обнажила его зубы, и сияние, исходившее от них, посеребрило облака в небе.
Когда смеющийся человек хлопает в ладоши и прыгает, его улыбка превращается в атихаситу - захлебывающийся смех. Атихаситу можно было наблюдать, когда Кришна однажды сказал Джарати: «О почтенная женщина, кожа на твоем лице сморщилась, так что ты стала похожа на обезьяну. Узнав об этом, обезьяний царь Балимукха счел, что ты достойна стать его женой». На поддразнивания Кришны Джарати ответила, что ей прекрасно известно о намерениях царя обезьян взять ее в жены, но поскольку она уже решила принять покровительство Кришны, губителя многих демонов, то хочет выйти замуж за Него, а не за обезьяньего царя. Услышав этот язвительный ответ, девушки-пастушки, присутствовавшие при этом, принялись хохотать и хлопать в ладоши. Такой смех, сопровождаемый хлопаньем в ладоши, называют атихаситой.
Иногда саркастические замечания тоже вызывают атихаситу. Примером такого сарказма может служить замечание, сделанное одной из гопи в разговоре с Кутилой, дочерью Джатилы и сестрой Абхиманью, так называемого мужа Радхарани: «Дорогая Кутила, дочь Джатилы, твои груди висят, как стручки фасоли - такие же сухие и длинные. Твой нос красотой затмевает лягушачьи носы. Твои глаза прекраснее глаз собаки. Твои губы по красоте ничуть не уступают золе, а живот так же прекрасен, как большой барабан. Поэтому, дорогая Кутила, ты - самая прекрасная из всех пастушек Вриндавана, и похоже, что твоя красота делает тебя неподвластной чарующим звукам флейты Кришны!»
Из этих описаний экстаза смеха, приведенных в вайшнавской литературе, становится ясным, что смех и танец являются неотъемлемой частью духовного бытия. Вечные обитатели духовного мира не принимают себя слишком всерьез. Они постоянно поглощены романтическими любовными развлечениями, в центре которых находится Всевышний Господь. Такова вечная природа живого существа. Мы занимаемся преданным служением не для того, чтобы попасть в какое-то скучное место или не видеть за аскезами, успехами и неудачами радости духовной жизни.

Смотреть с юмором на повседневную жизнь

Нужно постоянно напоминать себе о пользе смеха. Если вас постигла неудача, это поможет вам не отождествлять себя с этой неудачей. Просто вы сглупили, и все. Если вас постигло разочарование или потеря, если вы испытываете трудности или беспокойства, нужно подходить к решению этих проблем, сохраняя чувство отстраненности. Мы можем соприкасаться с шестью врагами ума, но мы ими не являемся. Они могут нападать на нас и временно брать над нами верх, но мы всегда сохраняем индивидуальность. Нам нужно научиться распознавать милость Бога, даже находясь посреди всевозможных трудностей. Если мы поймем, что эти трудности - часть сценария, часть иллюзии этого временного мира, которые посланы нам для того, чтобы мы смогли вернуться в духовное царство, они не будут нас слишком беспокоить. Так можно обрести силу и энтузиазм, необходимые для победы над врагами ума. В противном случае ум будет пребывать в беспокойстве, а излишний адреналин будет вредить нашему здоровью, что не замедлит сказаться и на духовной жизни.
Мы должны делать то, что помогает нам в духовной жизни. Иногда для этого нужно просто расслабить мышцы, выполнить глубокое дыхание и насытить кровь кислородом при помощи смеха. Зачастую самый полезный смех - это смех над самим собой. Мы можем рассуждать так: «Я сделал большую ошибку, но теперь она в прошлом. Как глупо считать эти проблемы неотъемлемой частью моей жизни! На самом деле я совершаю глупости уже на протяжении многих жизней, и не стоит зацикливаться на этом, ибо эта жизнь - всего лишь мгновение в вечной реальности». Когда мы вернемся в духовный мир, эти вещи больше не будут мешать нам радоваться красоте духовной жизни.
Несмотря на то, что нам постоянно приходится вести борьбу со всевозможными трудностями, не стоит забывать о том, что духовная жизнь полна радости. Мы можем напоминать себе об этой радости, больше размышляя о милости Господа и Его развлечениях. Мы включили в эту главу описание нескольких игр Господа, чтобы вы могли получить представление о вечных развлечениях в духовном мире. Мы готовим себя к возвращению домой, в духовный мир, действуя уже сейчас подобно его обитателям. Когда вы будете читать в священных писаниях об играх Господа, будьте очень внимательны, и вы увидите, насколько удивительны взаимоотношения между Всевышним Господом и Его преданными. Поскольку ничто и никогда не способно полностью отделить нас от духовной реальности, мы сможем достичь ее, просто начав иначе воспринимать этот мир. Мы хотим научиться помогать друг другу воспринимать вещи так, чтобы это нас вдохновляло. Это значит, что иногда нам нужно указывать друг другу на иллюзии, ошибки и недостатки, а иногда - напоминать о чистоте вечной души. В конце концов, мы занимаемся духовной практикой именно для того, чтобы осознать свою вечную духовную природу. И если мы перестанем отождествлять себя с этой временной деятельностью и временными связями, сделать это нам будет намного легче. На самом деле не существует таких вещей, как материальное беспокойство, страх, гнев и депрессия. Они не обладают осязаемой природой. Это надуманные иллюзии, созданные ложным видением и восприятием. Их создали мы сами. Мы приютили их, и теперь мы можем посмеяться над ними, отвергнув их существование. Эти эмоции есть искаженное отражение наших истинных, духовных чувств во взаимоотношениях с Богом.
Автор: Бхакти Тиртха Свами Источник: книга «Духовный воин 4: Победа над врагами ума»


Любви, Радости и Света! :)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Благотворительный интернет-фонд Помоги.Орг

ЗНАМЕНИЯ ПРИРОДЫ

Восстание стихий — так можно охарактеризовать сущность текущего момента. Вызвано оно неразумием человеческим.

Трясется земля под воздействием стихии Огня. Наводнения, ливни, дожди указуют на неспокойствие стихии воды. Ураганы и ветры свидетельствуют о том, что и стихия воздуха «вышла из берегов». И земля, самая инертная и пассивная, неспокойна, яро реагируя на энергии прочих стихий.

Поражаемся чудовищным ураганам, стихийным бедствиям, наводнениям, землетрясениям, небывалому холоду или жару, не понимая, что сила объединенной, но хаотической мысли сотен миллионов людей нарушает стихийное равновесие планеты и вызывает на себя тяжкий обратный удар. Обратные удары — это реакция стихий на действия человеческие.

Все в Природе находится в полной, мудрой согласованности между собой и планетой. И только владыка ее, человек, нарушает эту гармонию своим безрассудством.

Несчастья обрушиваются на людей, чтобы пробудить их дух. И, если они не достигают цели и люди продолжают упорствовать в своем невежестве, приходят катастрофы. Космическое равновесие может нарушаться лишь до известного предела, за которым следует непредсказуемое. Какие еще бедствия и катаклизмы нужны, чтобы люди опомнились и подняли взоры свои кверху?

Новости дня
Замерзают теплолюбивые игуаны

Читать целиком

Эту зиму жители планеты запомнят надолго

Эту зиму запомнят не только европейцы, где снег выпал даже там, где в последний раз его видели более полувека назад, но и американцы, и австралийцы. Фермеры Флориды теперь будут вынуждены собирать замороженные фрукты, а вот на Зеленом континенте аномальная жара.



Планета отравляется всевозможными отбросами, отходами и отработанными веществами химических заводов. Воздух городов ядовит и насыщен перегаром бензина. Реки и водоемы загрязнены и быстро мертвеют. Уничтожаются леса и животные. Эрозия почвы разрушает кору планеты, ее плодородный слой. Гербициды уничтожают насекомых, принимающих деятельное участие в жизни растений. Энергия людская направляется на изготовление страшных убийственных средств массового уничтожения всего живого. И войны ведутся бесчеловечно.

Если не будут приняты самые срочные и эффективные меры, разрушительные следствия этого процесса пагубно отразятся на здоровье человечества в целом. Нет имени этому чудовищному преступлению.

Но двуногие живут, не желая помыслить о том, что планета Земля — это их Космический дом, что с нее сейчас никуда не уйти и что на себе придется исчерпать плоды своих отрицаний и своего неразумия. Не хотят думать о том, что конец Кали Юги может действительно стать концом планеты.

Распоясавшаяся тьма, как бешеный конь, закусивший удила, устремляет человека в бездну. Лучшие люди Земли пытаются пресечь безумных. Но надо, чтобы массы прозрели к осознанию грозящей людям гибели.


Новости дня

Читать целиком

Холода стали испытанием на прочность для всей планеты

По всей Европе, от Варшавы до Парижа, отменяют рейсы в аэропортах, закрывают дороги, устраняют последствия многочисленных ДТП. Снегопады, сугробы, гололёд - эту зиму европейцы уже называют едва ли не самой трудной за последнюю четверть века.



Скоро уничтожат китов и океанские запасы рыбы. Скоро уничтожат диких животных. Скоро уничтожат леса, хранителей и собирателей праны. Скоро будут питаться сельскохозяйственными продуктами, отравленными ядохимикатами. И так уже начинают принимать их в пищу. Распыляя химикаты над посевами пшеницы и других злаков, не думают о людях, принимающих их в пищу, не думают о домашних животных, молочном скоте, дающем отравленное молоко.

Не хотят потрудиться иными путями в борьбе с сорняками. Выбирают методы легчайшие, хотя и причиняющие здоровью ущерб. Шерстяную, льняную, хлопчатобумажную одежду заменяют на вредные ткани, отравляющие здоровье. Когда же опомнятся люди и поймут угрожающие следствия своих ошибок?

Все лучшие люди планеты, в ком пробудились сознание и понимание страшной угрозы, нависшей над человечеством, должны объединиться, чтобы дать мощный отпор силам тьмы, которые под новыми формами стремятся к тому же, то есть к убийству жизни на планете и ее омертвлению. Этого можно избежать, если продумать, как предотвратить отравление. И если сейчас кто-то еще не осознал надвигающейся опасности, то надо, чтобы осознали ее все. Объединенными усилиями многого можно достичь.

Только мир и кооперация между всеми народами Земли и мир в сознании каждого, то есть равновесие, заставят стихии войти в берега и Огненные энергии пространства служить человеку во Благо, на созидание, а не на разрушение. Не будет умиротворения и равновесия в стихиях планеты, пока человек не установит его в океане сознаний всего человечества.
                                                                                  www.urusvati.ru