5 состояний ума.
В Йога-сутрах говорится, что есть пять состояний ума. На санскрите они звучат как кшипта, мудха, викшипта, экагра и нируддха. Первое состояние ума самое непродуктивное, состояние блуждающего, рассеянного ума, который перескакивает с одного предмета на другой, ну скажем так, наше обычное состояние, когда в основном человек сосредоточен на том, что внешний мир ему дает. «Мне нравится-не нравится», он постоянно выбирает между этими вещами и все время пытается перескочить на что-то еще, что принесет ему какое-то новое возбуждение.
Это состояние ума в
высшей степени непродуктивное. Обычно это состояние ума охватывает
человека где-то после восьми часов вечера, когда человек перед
телевизором сидит и хрустит чипсами или еще чем-то там. Это вечернее
состояние ума, когда человек хватается за какие-то разные вещи,
рассеянное, ненужное, непродуктивное, нежелательное состояние ума. К
сожалению наша среда, в которой мы находимся, стимулирует или побуждает
человека именно в таком состоянии большую часть времени находиться. Это
такое возбужденно-рассеянное состояние, которое характеризуется
сочетанием страсти и невежества, тамаса и раджаса. Оно сменяется,
соответственно, заторможенным, полусонным состоянием затемненным
состоянием, когда преобладает невежество. Речь идет именно о том, что мы
можем отслеживать состояние своего ума и смотреть. Когда это состояние
нас охватывает, то может быть действительно лучше лечь поспать, это
самое хорошее будет.
Потом есть некое состояние, которое называется викшипта или состояние, когда преобладает гуна страсти в человеке. Человек, охваченный страстью может быть достаточно целеустремленным, но эта целеустремленность достигается огромным напряжением сил, тратой энергии и она дает некие проблески состояния, напоминающего скажем так, желательное состояние ума, в котором человек может познать что-то более высокое, но по сути дела это не совсем хорошее состояние, потому что в общем-то человек просто одержим чем-то и эта одержимость все равно оканчивается депрессивным состоянием. Любое возбуждение очень сильное, которое вызвано раджасом, оканчивается торможением. Всегда страсть сменяется тамасом, невежеством.
Поэтому йога говорит, что есть только два состояния ума, которые продуктивны и которые человек должен копить или стараться сохранять в себе. Первое – это экагра: сосредоточенное, сконцентрированное, сфокусированное состояние ума. В сущности, когда психологи рассматривают этот опыт потока, они имеют в виду именно это состояние саттвы.
Наконец, самое высокое состояние, нируддха – это когда человек обретает полный, абсолютный контроль над своим умом. Это состояние доступное только йогам очень высокой квалификации, когда он может сказать себе: «Все!» В сущности, нам очень сложно справляться со своим умом. Если вы не можете заснуть и вас какие-то мысли мучают, можете вы сказать уму: «Спи!» Сказать можно – результат не будет особенно впечатляющий, ум будет находиться в этом своем состоянии. Но нируддха – это когда человек может сказать все то, что хочет, своему уму и ум будет это делать, в сущности. Это состояние полного контроля над собой и которое достигается в результате достаточно осознанной и концентрированной практики йоги. Нам хорошо бы с вами достичь четвертого состояния, это уже будет большим достижением, то есть состояние спокойной, ясной, глубокой сосредоточенности. В сущности, различные методы, о которых я буду говорить – а мой курс будет о разных методах – они направлены на то, каким образом усилить или увеличить вероятность того, что человек войдет в это состояние. Как сделать так, чтобы состояние моего ума было именно таким – спокойным, сосредоточенным, сфокусированным на цели и способным видеть некую целостную единую картину.
Потом есть некое состояние, которое называется викшипта или состояние, когда преобладает гуна страсти в человеке. Человек, охваченный страстью может быть достаточно целеустремленным, но эта целеустремленность достигается огромным напряжением сил, тратой энергии и она дает некие проблески состояния, напоминающего скажем так, желательное состояние ума, в котором человек может познать что-то более высокое, но по сути дела это не совсем хорошее состояние, потому что в общем-то человек просто одержим чем-то и эта одержимость все равно оканчивается депрессивным состоянием. Любое возбуждение очень сильное, которое вызвано раджасом, оканчивается торможением. Всегда страсть сменяется тамасом, невежеством.
Поэтому йога говорит, что есть только два состояния ума, которые продуктивны и которые человек должен копить или стараться сохранять в себе. Первое – это экагра: сосредоточенное, сконцентрированное, сфокусированное состояние ума. В сущности, когда психологи рассматривают этот опыт потока, они имеют в виду именно это состояние саттвы.
Наконец, самое высокое состояние, нируддха – это когда человек обретает полный, абсолютный контроль над своим умом. Это состояние доступное только йогам очень высокой квалификации, когда он может сказать себе: «Все!» В сущности, нам очень сложно справляться со своим умом. Если вы не можете заснуть и вас какие-то мысли мучают, можете вы сказать уму: «Спи!» Сказать можно – результат не будет особенно впечатляющий, ум будет находиться в этом своем состоянии. Но нируддха – это когда человек может сказать все то, что хочет, своему уму и ум будет это делать, в сущности. Это состояние полного контроля над собой и которое достигается в результате достаточно осознанной и концентрированной практики йоги. Нам хорошо бы с вами достичь четвертого состояния, это уже будет большим достижением, то есть состояние спокойной, ясной, глубокой сосредоточенности. В сущности, различные методы, о которых я буду говорить – а мой курс будет о разных методах – они направлены на то, каким образом усилить или увеличить вероятность того, что человек войдет в это состояние. Как сделать так, чтобы состояние моего ума было именно таким – спокойным, сосредоточенным, сфокусированным на цели и способным видеть некую целостную единую картину.
Люди, которые достигают
успеха в этом, в, скажем так, в йогическом способе познания мира,
говорят о том же самом, о чем говорил этот Чиксентмихай, о том, что в
этот момент стирается различие между субъектом познания, то есть мной – я
хочу что-то понять, увидеть, узнать, почувствовать – и объектом
познания, тем, что я познаю, и самим знанием. Это состояние в высшей
степени блаженное. Это состояние за пределами своего эго, своего
ограниченного эгоистического восприятия мира, когда я сосредоточен на
чем-то другом и я начинаю, скажем так, знание, открывающееся мне в этот
момент другого, принципиально иного характера. В момент, когда я выхожу
за пределы своего эго, используя энергию благости, саттвы, сливаюсь в
каком-то смысле с этим объектом и начинаю чувствовать его, знать,
ощущать, я одновременно с этим испытываю очень большое блаженство.
На самом деле, любое состояние за пределом эго дает человеку это состояние блаженства и человеку открывается нечто недоступное в обычном состоянии. Все достижения Ведической философии – результат именно такого состояния.
"Основы ведической астрологии"
Бхакти Вигьяна Госвами
На самом деле, любое состояние за пределом эго дает человеку это состояние блаженства и человеку открывается нечто недоступное в обычном состоянии. Все достижения Ведической философии – результат именно такого состояния.
"Основы ведической астрологии"
Бхакти Вигьяна Госвами
Любви, Радости и Счастья! :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий