Эка́даши
— одиннадцатый день после полнолуния и новолуния каждого лунного
месяца. Экадаши считаются особо благоприятными для совершения аскезы.
В день экадаши нужно воздерживаться от употребления в пищу зерновых и бобовых и прикладывают особые усилия в духовной практике. Совершение духовных аскез в дни экадаши помогают душе достичь освобождения из цикла рождения и смерти. Помимо этого, экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане.
В день экадаши нужно воздерживаться от употребления в пищу зерновых и бобовых и прикладывают особые усилия в духовной практике. Совершение духовных аскез в дни экадаши помогают душе достичь освобождения из цикла рождения и смерти. Помимо этого, экадаши способствует очищению на физическом, ментальном и духовном плане.
Пост в экадаши
предупреждает и излечивает многие болезни. Наилучший пост в экадаши —
это полное воздержание от еды и питья. Тому, для кого это непосильно,
рекомендуется есть только пищу, несодержащую зерна или бобовые, и
желательно один раз после полудня. Пища может состоять из любых
корнеплодов, кроме свеклы; фруктов, воды, молочных продуктов, орехов,
сахара и всех овощей, кроме грибов. В экадаши нужно стараться пить и
есть не больше одного раза.
Если экадаши случайно не был соблюден, можно провести его на следующий день — двадаши и прервать пост на третий день — трайодаши.
Если экадаши случайно не был соблюден, можно провести его на следующий день — двадаши и прервать пост на третий день — трайодаши.
===============================================================
Тот, кто в день поста просто слушает о Славе Экадаши, освобождается от прошлых грехов...
Слава Папамочани Экадаши.
Юдхиштхира Махараджа сказал: «О Всевышний Господь, я выслушал Твое объяснение Амалаки Экадаши, приходящего в светлую половину месяца пхалгуна (февраль-март), а теперь я хочу услышать об Экадаши двух темных недель месяца чайтра (март-апрель). Как он называется, о Господь, и какие результаты достигаются его соблюдением?».
Верховная личность Бога, Господь Шри Кришна, ответил: «О лучший из царей, для всеобщего блага я с радостью опишу тебе славу этого Экадаши, который называется Папамочани. Историю этого Экадаши однажды поведал правителю Мандхате Ломаша Риши.
Царь Мандхата обратился к риши: «О Великий святой, для блага всех людей, пожалуйста, скажи мне название Экадаши, приходящего в темной половине месяца чайтра, и объясни, как соблюдать его. Также, пожалуйста, опиши благо, достигаемое соблюдением этого Экадаши».
Ломаша Риши ответил: «Экадаши, приходящее в темной половине месяца чайтра, называется Папамочани Экадаши. Он препятствует влиянию на преданного, исполненного веры, духов и демонов. О лев среди людей, этот Экадаши также дарует восемь совершенств жизни, исполняет все желания, очищает жизнь человека от последствий всех грехов и утверждает его в добродетели. Теперь выслушай историю, об этом Экадаши и Читраратхе, предводителе гандхаров (небесных музыкантов).
Однажды весной Читраратха в обществе небесных танцовщиц пришел в лес, бушующий многоцветием растений. Там к ним присоединились другие гандхарвы и киннары, вместе с самим Господом Индрой, царем небес, наслаждавшимся посещением леса. Каждый чувствовал, что нет сада, лучше этого. Там было также много святых, совершающих аскезу и покаяние. Особенно полубоги наслаждались посещением райского сада в месяцы чайтра и вайшакха (апрель-май).
В том лесу жил великий святой Медхави и прелестные танцовщицы всегда пытались обольстить его. В частности, одна прекрасная дева, Манджугхоша, строила много планов, как привлечь великого Муни, но из великого уважения к святому и страшась его силы, приобретенной за многие и многие годы аскетизма, она не подходила к нему очень близко.
В двух милях от святого она поставила тент, и, играя на бубне, стала петь очень сладко. Сам бог любви взволновался, увидев и услышав ее чудесное пение и почувствовав аромат ее сандаловой мази. Он вспомнил свой неудачный опыт с Господом Шивой и решил взять реванш, соблазнив Медхави (1). Пользуясь бровями Манджугхоши, как луком, взглядом, как тетивой, глазами, как стрелами, и грудью, как мишенью, бог любви приблизился к Медхави, искушая его прервать транс и обеты. Другими словами, бог любви воспользовался Манджугхошей как помощницей, и когда она увидела могущественного и привлекательного молодого святого, ее тоже охватила страсть.
Видя его, красивого, обладающего большим разумом и ученостью, сидящим в ашраме Чьяваны Риши, украшенным белым брахманическим шнуром и священным посохом санньяси, Манджугхоша подошла к нему. Она стала соблазнительно петь, и маленький колокольчик на ее поясе и вокруг щиколоток, а также браслеты издавали восхитительные музыкальные звуки. Манджугхоша медленно подошла к Медхави, движения ее тела и нежные взгляды привлекли его. Она грациозно положила бубен и обняла мудреца.
Ее руки были похожи на лианы, обвивающие могучее дерево. Очарованный Медхави прервал медитацию и решил развлечься с нею — и тотчас чистота сердца и ума покинула его. Перестав даже различать день и ночь, он готов был идти за ней, чтобы развлекаться долгое, долгое время (2). Видя, что святость молодого йога серьезно пошатнулась, Манджугхоша решила покинуть его и вернуться домой.
Она сказала: «О великий, пожалуйста, разреши мне вернуться домой».
Медхави ответил: «Но ты только что появилась, о прекрасная, пожалуйста, останься со мной хотя бы до завтра». Страшась йогической силы мудреца, Манджугхоша оставалась с Медхави пятьдесят семь лет, девять месяцев и три дня, но для Медхави все это время показалось мгновением.
Вновь она попросила его: «Пожалуйста, разреши мне уйти».
Медхави ответил: «Дорогая, выслушай меня. Останься со мной на ночь, а завтра утром ты сможешь уйти, останься хотя бы до тех пор, пока я не выполню свои утренние обязанности и не завершу воспевание священной мантры Гаятри; пожалуйста, подожди этого».
Манджугхоша все еще боялась большой йогической силы святого, но она постаралась улыбнуться и сказала: «Как долго ты будешь совершать свои утренние гимны и ритуалы? Пожалуйста, будь милостив и подумай о всем времени, проведенном со мной».
Святой задумался о годах, когда он был с Манджугхошей, и молвил затем в великом изумлении: «Да ведь я провел с тобой больше пятидесяти семи лет?» Его глаза покраснели и стали метать молнии. Теперь он смотрел на Манджугхошу как на олицетворенную смерть и разрушительницу его духовной жизни.
«Мошенница! Ты дотла сожгла все труднодостижимые результаты моей аскезы». Дрожа от гнева, он проклял Манджугхошу: «О жестокосердая, падшая грешница! Ты знаешь только грех! Пусть тебя постигнет ужасная доля! О мошенница, я проклинаю тебя стать злобной пишачьей!».
Проклятая Медхави, Манджугхоша смиренно взмолилась: «О лучший из брахманов, пожалуйста, смилостивись надо мной и сними проклятие! Говорится, что общение с чистым преданным дает немедленные результаты, но последствия его проклятия приходят только через семь дней. Я была с тобой пятьдесят семь лет, о Господин, будь же милостив ко мне!».
Медхави Муни ответил: «О кроткая, что я могу сделать? Ты разрушила все мои аскезы. Но даже хотя ты и совершила этот грех, я поведаю тебе как освободиться от моего гнева. В темной половине месяца чайтра есть всеблагой Экадаши, устраняющий все грехи. Он называется Папамочани, о красавица, и любой, постящийся в этот священный день полностью освобождается от рождения в любом демоническом облике». С этими словами святой перенесся в ашрам отца.
Глядя на него, вошедшего в жилище, Чьявана Муни сказал: «О сын, действуя незаконно, ты растратил богатство своих обетов и аскез».
Медхави спросил: «О отец, милостиво открой, как искупить отвратительный грех, который я навлек на себя общением с танцовщицей Маджугхошей?».
Чьявана Муни ответил: «Дорогой сын, ты можешь поститься в Папамочани Экадаши, который приходит в темную половину месяца чайтра. Он уничтожает все грехи, как бы велики они ни были».
Медхави последовал совету отца и постился в Папамочани Экадаши. Таким образом были разрушены все его грехи, и он вновь обрел свои заслуги. Манджугхоша также соблюдала этот пост и освободилась от проклятия быть пишачьей. Вновь поднявшись в небесные сферы, она обрела свое прежнее положение.
Ломаша Риши продолжил: «Итак, о царь, великое благо поста в Папамочани Экадаши дает возможность соблюдающему его с верой и преданностью полностью уничтожить все свои грехи».
Шри Кришна заключил: «О царь Юдхиштхира, каждый читающий и слушающий о Папамочани Экадаши получит то же благо, что и от пожертввания тысячи коров, а также устранит грех убийства брахмана, убийства зародыша абортом, употребления опьяняющих напитков и осквернения ложа гуру. Таковы несчетные блага правильного соблюдения этого священного дня Папамочани Экадаши, который так дорог Мне и достоин прославления».
Так заканчивается повествование о славе Чайтра-Кришна Экадаши, или Папамочани Экадаши, из Бхавишья-уттара Пураны.
Примечания:
1. После того, как Господь Шива потерял свою дорогую жену Сати на жертвоприношении Праджапати Дакши, Шива полностью разрушил все место жертвоприношения. Затем он вернул своего тестя Дакшу к жизни, дав ему голову козла, и, в конце концов, погрузился в медитацию на шестьдесят тысяч лет. Однако Господь Брахма послал Камадеву (бога любви) прервать медитацию Шивы. Пользуясь своими стрелами (звуком, вкусом, прикосновением, запахом и образом), Кама атаковал Шиву, который вышел из своего транса. Он так разгневался за доставленное беспокойство, что мгновенно испепелил Каму взглядом своего третьего глаза.
2. Общение с женщиной так сильно, что мужчина забывает время, энергию, имущество и даже себя самого. Как сказано в Нити-шастре: «стрийя чаритрам пурушасья бхабьям дайво виджанати кито манушьях — даже полубоги не могут предсказать поведение женщины и не могут понять будущее человека, предопределенное его судьбой». Согласно Ягьявалки Муни, «тот (брахмачари), кто стремится к духовной жизни, должен оставить всякое общение с женщиной, в том числе не должен думать о ней, видеть ее, говорить с ней в уединенном месте, принимать служение от нее и иметь с ней сексуальное общение».
Слава Папамочани Экадаши.
Юдхиштхира Махараджа сказал: «О Всевышний Господь, я выслушал Твое объяснение Амалаки Экадаши, приходящего в светлую половину месяца пхалгуна (февраль-март), а теперь я хочу услышать об Экадаши двух темных недель месяца чайтра (март-апрель). Как он называется, о Господь, и какие результаты достигаются его соблюдением?».
Верховная личность Бога, Господь Шри Кришна, ответил: «О лучший из царей, для всеобщего блага я с радостью опишу тебе славу этого Экадаши, который называется Папамочани. Историю этого Экадаши однажды поведал правителю Мандхате Ломаша Риши.
Царь Мандхата обратился к риши: «О Великий святой, для блага всех людей, пожалуйста, скажи мне название Экадаши, приходящего в темной половине месяца чайтра, и объясни, как соблюдать его. Также, пожалуйста, опиши благо, достигаемое соблюдением этого Экадаши».
Ломаша Риши ответил: «Экадаши, приходящее в темной половине месяца чайтра, называется Папамочани Экадаши. Он препятствует влиянию на преданного, исполненного веры, духов и демонов. О лев среди людей, этот Экадаши также дарует восемь совершенств жизни, исполняет все желания, очищает жизнь человека от последствий всех грехов и утверждает его в добродетели. Теперь выслушай историю, об этом Экадаши и Читраратхе, предводителе гандхаров (небесных музыкантов).
Однажды весной Читраратха в обществе небесных танцовщиц пришел в лес, бушующий многоцветием растений. Там к ним присоединились другие гандхарвы и киннары, вместе с самим Господом Индрой, царем небес, наслаждавшимся посещением леса. Каждый чувствовал, что нет сада, лучше этого. Там было также много святых, совершающих аскезу и покаяние. Особенно полубоги наслаждались посещением райского сада в месяцы чайтра и вайшакха (апрель-май).
В том лесу жил великий святой Медхави и прелестные танцовщицы всегда пытались обольстить его. В частности, одна прекрасная дева, Манджугхоша, строила много планов, как привлечь великого Муни, но из великого уважения к святому и страшась его силы, приобретенной за многие и многие годы аскетизма, она не подходила к нему очень близко.
В двух милях от святого она поставила тент, и, играя на бубне, стала петь очень сладко. Сам бог любви взволновался, увидев и услышав ее чудесное пение и почувствовав аромат ее сандаловой мази. Он вспомнил свой неудачный опыт с Господом Шивой и решил взять реванш, соблазнив Медхави (1). Пользуясь бровями Манджугхоши, как луком, взглядом, как тетивой, глазами, как стрелами, и грудью, как мишенью, бог любви приблизился к Медхави, искушая его прервать транс и обеты. Другими словами, бог любви воспользовался Манджугхошей как помощницей, и когда она увидела могущественного и привлекательного молодого святого, ее тоже охватила страсть.
Видя его, красивого, обладающего большим разумом и ученостью, сидящим в ашраме Чьяваны Риши, украшенным белым брахманическим шнуром и священным посохом санньяси, Манджугхоша подошла к нему. Она стала соблазнительно петь, и маленький колокольчик на ее поясе и вокруг щиколоток, а также браслеты издавали восхитительные музыкальные звуки. Манджугхоша медленно подошла к Медхави, движения ее тела и нежные взгляды привлекли его. Она грациозно положила бубен и обняла мудреца.
Ее руки были похожи на лианы, обвивающие могучее дерево. Очарованный Медхави прервал медитацию и решил развлечься с нею — и тотчас чистота сердца и ума покинула его. Перестав даже различать день и ночь, он готов был идти за ней, чтобы развлекаться долгое, долгое время (2). Видя, что святость молодого йога серьезно пошатнулась, Манджугхоша решила покинуть его и вернуться домой.
Она сказала: «О великий, пожалуйста, разреши мне вернуться домой».
Медхави ответил: «Но ты только что появилась, о прекрасная, пожалуйста, останься со мной хотя бы до завтра». Страшась йогической силы мудреца, Манджугхоша оставалась с Медхави пятьдесят семь лет, девять месяцев и три дня, но для Медхави все это время показалось мгновением.
Вновь она попросила его: «Пожалуйста, разреши мне уйти».
Медхави ответил: «Дорогая, выслушай меня. Останься со мной на ночь, а завтра утром ты сможешь уйти, останься хотя бы до тех пор, пока я не выполню свои утренние обязанности и не завершу воспевание священной мантры Гаятри; пожалуйста, подожди этого».
Манджугхоша все еще боялась большой йогической силы святого, но она постаралась улыбнуться и сказала: «Как долго ты будешь совершать свои утренние гимны и ритуалы? Пожалуйста, будь милостив и подумай о всем времени, проведенном со мной».
Святой задумался о годах, когда он был с Манджугхошей, и молвил затем в великом изумлении: «Да ведь я провел с тобой больше пятидесяти семи лет?» Его глаза покраснели и стали метать молнии. Теперь он смотрел на Манджугхошу как на олицетворенную смерть и разрушительницу его духовной жизни.
«Мошенница! Ты дотла сожгла все труднодостижимые результаты моей аскезы». Дрожа от гнева, он проклял Манджугхошу: «О жестокосердая, падшая грешница! Ты знаешь только грех! Пусть тебя постигнет ужасная доля! О мошенница, я проклинаю тебя стать злобной пишачьей!».
Проклятая Медхави, Манджугхоша смиренно взмолилась: «О лучший из брахманов, пожалуйста, смилостивись надо мной и сними проклятие! Говорится, что общение с чистым преданным дает немедленные результаты, но последствия его проклятия приходят только через семь дней. Я была с тобой пятьдесят семь лет, о Господин, будь же милостив ко мне!».
Медхави Муни ответил: «О кроткая, что я могу сделать? Ты разрушила все мои аскезы. Но даже хотя ты и совершила этот грех, я поведаю тебе как освободиться от моего гнева. В темной половине месяца чайтра есть всеблагой Экадаши, устраняющий все грехи. Он называется Папамочани, о красавица, и любой, постящийся в этот священный день полностью освобождается от рождения в любом демоническом облике». С этими словами святой перенесся в ашрам отца.
Глядя на него, вошедшего в жилище, Чьявана Муни сказал: «О сын, действуя незаконно, ты растратил богатство своих обетов и аскез».
Медхави спросил: «О отец, милостиво открой, как искупить отвратительный грех, который я навлек на себя общением с танцовщицей Маджугхошей?».
Чьявана Муни ответил: «Дорогой сын, ты можешь поститься в Папамочани Экадаши, который приходит в темную половину месяца чайтра. Он уничтожает все грехи, как бы велики они ни были».
Медхави последовал совету отца и постился в Папамочани Экадаши. Таким образом были разрушены все его грехи, и он вновь обрел свои заслуги. Манджугхоша также соблюдала этот пост и освободилась от проклятия быть пишачьей. Вновь поднявшись в небесные сферы, она обрела свое прежнее положение.
Ломаша Риши продолжил: «Итак, о царь, великое благо поста в Папамочани Экадаши дает возможность соблюдающему его с верой и преданностью полностью уничтожить все свои грехи».
Шри Кришна заключил: «О царь Юдхиштхира, каждый читающий и слушающий о Папамочани Экадаши получит то же благо, что и от пожертввания тысячи коров, а также устранит грех убийства брахмана, убийства зародыша абортом, употребления опьяняющих напитков и осквернения ложа гуру. Таковы несчетные блага правильного соблюдения этого священного дня Папамочани Экадаши, который так дорог Мне и достоин прославления».
Так заканчивается повествование о славе Чайтра-Кришна Экадаши, или Папамочани Экадаши, из Бхавишья-уттара Пураны.
Примечания:
1. После того, как Господь Шива потерял свою дорогую жену Сати на жертвоприношении Праджапати Дакши, Шива полностью разрушил все место жертвоприношения. Затем он вернул своего тестя Дакшу к жизни, дав ему голову козла, и, в конце концов, погрузился в медитацию на шестьдесят тысяч лет. Однако Господь Брахма послал Камадеву (бога любви) прервать медитацию Шивы. Пользуясь своими стрелами (звуком, вкусом, прикосновением, запахом и образом), Кама атаковал Шиву, который вышел из своего транса. Он так разгневался за доставленное беспокойство, что мгновенно испепелил Каму взглядом своего третьего глаза.
2. Общение с женщиной так сильно, что мужчина забывает время, энергию, имущество и даже себя самого. Как сказано в Нити-шастре: «стрийя чаритрам пурушасья бхабьям дайво виджанати кито манушьях — даже полубоги не могут предсказать поведение женщины и не могут понять будущее человека, предопределенное его судьбой». Согласно Ягьявалки Муни, «тот (брахмачари), кто стремится к духовной жизни, должен оставить всякое общение с женщиной, в том числе не должен думать о ней, видеть ее, говорить с ней в уединенном месте, принимать служение от нее и иметь с ней сексуальное общение».
Любви, Радости и Счастья! :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий